Топ-10 банков в Казахстане

Помогли запустить нефинансовые сервисы для бизнеса

От поиска идей до выхода на рынок: рассказываем, как помогли запустить нефинансовые сервисы банку, входящему в топ-10 в Казахстане.

Мы не ограничиваем себя одной разработкой и уже давно запускаем проекты полного цикла. Техническая реализация — одна из составляющих «под капотом» того, что мы делаем, — внимательно исследуем рынок, тестируем гипотезы, находим подходящие формы цифрового продукта и способы достижения успеха для бизнеса клиента. Например, наш центр финтех-экспертизы работает с игроками финансового сектора: от крупных банков до криптостартапов. Он берёт на себя core-задачи и развивает креативный потенциал рынка: создаёт экосистемы сервисов, внедряет инновации и строит цифровые платформы — чтобы в итоге сделать жизнь людей лучше и помочь бизнесу достичь целевых результатов. Как именно мы это делаем — в нашем свежем кейсе.

Константин Колотов
директор финтех-направления red_mad_robot

Клиент

Кейс под NDA — мы не можем назвать банк, но вот несколько деталей, чтобы иметь о нём представление:

Нужно запустить новый для рынка продукт и увеличить в нём количество клиентов

В 2021 году, когда клиент обратился к нам, он успешно конкурировал с другими банками Казахстана по банковским продуктам — кредитам, картам, вкладам, счетам для физических и юридических лиц. Он был одним из лидеров в МСБ, а среди стратегических целей намеревался ещё больше наращивать объём бизнеса и клиентской базы в МСБ.

Банк хотел предоставлять не только финансовые сервисы — переводы и платежи, расчётные счета. Этим уже занимались конкуренты. Команда клиента планировала пойти дальше и запустить нефинансовые сервисы (НФС): онлайн-бухгалтерию, регистрацию бизнеса, электронный документооборот, консультации юриста, поиск сотрудников и т. д.

Перечень сервисов онлайн-банкинга в Казахстане гораздо уже, чем в России. «Точка», «Тинькофф», «Модульбанк», «Делобанк» запустили экосистему для предпринимателей — любой вопрос с бизнесом решается в приложении. В Казахстане эта ниша была свободной.

Банки Казахстана помогали клиентам вести бухгалтерию и документооборот. Все остальные сервисы для бизнеса нужно было искать самому.

Как понять, какие сервисы нужны предпринимателям и как запустить их на рынок?

Финансовые услуги клиент развивал самостоятельно. И начал формировать гипотезы по запуску нефинансовых сервисов. Но быстро понял, что не знает наверняка, какие сервисы действительно нужны клиентам, в какой последовательности их разрабатывать и как создать MVP, который максимально точно попадал бы в потребности предпринимателей.

Банк искал цифрового партнёра, который бы смог быстро проверить гипотезы и начать разработку НФС. Таким партнёром стал red_mad_robot.

У ребят из банка были свои представления о том, как должны выглядеть нефинансовые сервисы. Мы взяли их гипотезы за основу. Вместе нам предстояло понять, какую ценность для пользователей несут эти сервисы, в какой последовательности их нужно выпускать и как они интегрируются с другими продуктами банка.

Виктор Рождествин
старший менеджер проектов red_mad_robot

Осталось проверить гипотезы банка, составить дорожную карту НФС и выпустить сервисы с наивысшим приоритетом для клиентов и бизнеса

Банк собрал собственный бэклог нефинансовых сервисов, ставший нашей отправной точкой. Мы его почелленджили, добавили гипотезы из своих исследований и пошли тестировать.

Мы провели функциональный анализ крупнейших банков России и Казахстана, а также других популярных у предпринимателей продуктов. Получившийся список потенциальных НФС мы отфильтровали по востребованности и актуальности для малого бизнеса. После этого совместили наш бэклог с тем, что получили от клиента, и подготовили опросник для исследования пользователей.

Никита Шаманов
бизнес-аналитик red_mad_robot

Наша задача — приоритизировать гипотезы из бэклога и составить дорожную карту развития: какие сервисы создавать в первую очередь и почему. На всё исследование ушёл месяц.

Провели исследование в 4 этапа

Этап 1: Опросили 150+ предпринимателей с оборотом не более 100 млн тенге в год

Самый популярный запрос от них — на информирование. Это новостной сервис об изменениях в законодательстве, влияющих на бизнес конкретного предпринимателя.

Потребности аудитории — только часть исследования. Чтобы создать востребованный MVP, который закрывает потребности клиентов и решает задачи бизнеса, нужно учитывать эти задачи.

Этап 2: Собрали воркшоп с топ-менеджерами банка и приоритизировали сервисы на уровне бизнеса

Оценивали по четырём критериям:

  • привлечение новых клиентов
  • повышение Retention
  • повышение дохода от банковских продуктов
  • доход от продажи сервиса по подписке

Фаворит изменился — на первое место вышла онлайн-бухгалтерия.

С точки зрения бизнеса приоритизация оказалась иной. Информирование получило низкую оценку — влияние других сервисов было сильно выше.

Этап 3: Изучали российский рынок онлайн-банкинга и опыт топовых банков в РФ

Было важно отследить релизы нефинансовых сервисов и понять, какие функции выпускались в первую очередь.

Итог — поняли, что банки в первую очередь выпускают регистрацию бизнеса, онлайн-бухгалтерию, финансовую аналитику и информирование. Так мы убедились, что приоритизировали сервисы правильно.

Этап 4: Ещё одна приоритизация — с точки зрения разработки

Нужно было понять, какие сервисы легче и быстрее реализовать.

Мы соединили все приоритеты и получили итоговый список фичей. Сперва обрадовались, что получился единый список, но быстро поняли, что эти разрозненные сервисы не ложатся в один пользовательский сценарий и не «мэтчатся» с текущими сервисами банка. Тогда мы провели ряд интервью с предпринимателями из Казахстана, чтобы изучить их путь от регистрации бизнеса до масштабирования. На их основе создали CJM, поняли актуальные боли и узнали, какие финансовые и нефинансовые задачи они выполняют. В итоге у нас получился полноценный пользовательский путь и сервисы, которые способны закрыть потребности на каждом этапе.

Анастасия Романцова
руководитель отдела бизнес-аналитики red_mad_robot

Построили дорожную карту НФС и защитили бэклог сервисов

Для старта работ нам предстояло пройти самый важный шаг — защитить результаты исследования и бэклог сервисов на правлении банка.

Для этого мы полностью просчитали всю экономику проекта:

  1. Стоимость разработки.
  2. Количество потенциальных пользователей нефинансовых сервисов — текущие клиенты банка и новые, которые стали ими благодаря этим сервисам.
  3. Стимуляцию транзакционного дохода — она складывается из оплаты налоговых платежей и интеграции с финансовыми продуктами банка.
  4. Влияние на Retention (удержание клиентов) и NPS (показатель того, насколько пользователи довольны продуктом).

В итоге защита прошла успешно, бизнес банка одобрил реализацию проекта и дорожную карту на полтора года.

Результат четырёх скорингов, который помог нам определить, какие сервисы нужно взять в работу в первую очередь. Цель № 1 — онлайн-бухгалтерия. Но первым сервисом, который мы сделали для банка, стало открытие расчётного счёта

Запустили основную точку входа в банк для предпринимателей в мобильном приложении

Эта точка — открытие расчётного счёта. Без него предприниматели не могут вести дела в банке и пользоваться другими сервисами. У банка для этого уже успешно работала онлайн-платформа в вебе, и было очевидно, что её необходимо создать в мобильном приложении. У топовых банков Казахстана (например, у Kaspi и Halyk) такой сервис уже был, у клиента — только в веб-версии.

Проектировать и разрабатывать открытие расчётного счёта мы начали параллельно с исследованием нефинансовых сервисов. Каждый сервис при проектировании выступал в качестве отдельного модуля — это позволило сделать релизы независимыми, чтобы изменения в них были изолированы от основной функциональности.

Собрали целевой сценарий. Задача — ускорить открытие счёта, чтобы пользователь тратил на это не более двух минут. Для этого добавили проверку данных в налоговой и возможность подписать заявление онлайн

Онлайн-бухгалтерия

Если открытие расчётного счёта — это история про разработку и релиз, то онлайн-бухгалтерия — полноценный продукт. И перед тем как интегрировать его в приложение банка, нужно было провести тесты и запуск.

Мы провели глубинные интервью с предпринимателями, определили боли и потребности в области бухгалтерии. Это помогло выделить функции, которые было необходимо заложить в сервис. Например, каждый из респондентов хотя бы раз забывал оплатить налоги и попадал на штраф. Поэтому мы добавили обязательные напоминания об оплате. Подсчёт налогов отнимал время предпринимателей в конце каждого месяца — мы сделали так, чтобы сервис рассчитывал сумму самостоятельно.

Инна Кондратьева
арт-директор red_mad_robot

С чего начать — с автоматизированной бухгалтерии или аутсорс-бухгалтера

Провели дополнительное исследование, чтобы понять востребованность аутсорс-бухгалтера — этот сервис закрывал больше потребностей МСБ на старте. Но его разработка требовала больше времени. Нужно было бы:

  • понять, как сделать сервис в соответствии с законодательством Казахстана, — банк не имеет права оказывать консультации по бухучёту
  • нанять бухгалтеров или найти партнёров
  • обеспечить канал коммуникации между предпринимателями и бухгалтерами

Мы предполагали, что конкуренты в это время могут параллельно работать над сервисом по бухгалтерии, и поэтому не хотели опоздать. В опросе предпринимателей автоматизированная бухгалтерия была выше, а её потенциальный релиз — проще. В итоге решили выпускать её.

Начали с самой популярной и простой системы налогообложения — УСН, или упрощёнки

В первом релизе сделали:

  • онбординг,
  • уведомления о приближающихся налоговых событиях,
  • справочник сотрудников,
  • автоматизированный расчёт и оплату налогов и отчислений — за себя и сотрудников,
  • историю уплаты налогов и отчислений.


В последующих релизах мы планировали добавить первичную документацию: акты выполненных работ, счета-фактуры, услуги аутсорс-бухгалтера и финансового консультанта.

Что в итоге

  1. Придумали концепцию и дорожную карту по запуску нефинансовых сервисов. В начале 2022 года успешно запустили два из них — открытие расчётного счёта в мобильном приложении и онлайн-бухгалтерию.
  2. Помогли клиенту увеличить клиентскую базу. Всего за первый месяц после релиза даже без сильных вложений в продвижение сервиса мы получили отличные результаты, которые полностью соответствовали проработанному бизнес-кейсу.
  3. Выпустили на рынок удобные продукты. Сценарий регистрации расчётного счёта был самым быстрым среди аналогов в Казахстане. А на момент первого релиза онлайн-бухгалтерией воспользовались более 500 человек.
  4. Сформировали бэклог оставшихся сервисов для комплексного решения задач предпринимателей: информирование, проверка контрагентов, конструктор документов, электронный документооборот, торги и закупки.
  5. Ещё раз раз убедились в том, что партнёрский подход к работе с клиентом — это успешный путь. Мы не только помогаем определить концепт продукта и оптимальный формат запуска, но и проверяем гипотезы, исследуем аудиторию и рынок, продумываем и проектируем сервисы. Потому что точка конкуренции клиента находится именно в синтезе бизнес-задач, технологий и потребностей пользователей.

Следующий проект

Топ-5 банков СНГ
Инновационный e-commerce маркетплейс на новом рынке в связке с экосистемой банка